Дживан Гаспарян – человек великого сердца

Дживан Гаспарян

Король дудука Дживан Гаспарян

Дживан Гаспарян (родился в 1928 году) – всемирно известный армянский музыкант и композитор, мастер дудука, профессор Ереванской государственной консерватории. Обладатель более двадцати премий в области культуры, в том числе «Золотого глобуса» за саундтрек к фильму «Гладиатор» и четырёх золотых медалей ЮНЕСКО. И просто очень хороший человек.

Jivan-Gasparyan2

Дживан Гаспарян выступал с Лос-Анжелесским, Ереванским, Венским симфоническими оркестрами, работал с такими известными музыкантами, как Майкл Брук, Брайан Мэй, Питер Гейбриэл, Борис Гребенщиков, Лайонел Ричи, Ханс Циммер, Андреас Волленвейдер и многими другими. 70 лет на сцене и более 20 тысяч концертов.

В 2005 году звучание армянского дудука было признано шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Во многом благодаря Дживану Гаспаряну.

 

 

Слово Мастеру

Аналогов этому инструменту не существует. Я участвовал во многих конкурсах и фестивалях и не видел подобного дудуку инструмента. У него уникальный тембр… Ближе всего к дудуку по тембру, наверное, виолончель.

 

Армянское название инструмента – «циранапох» (дословно «абрикосовая труба» или «душа абрикосового дерева»)

 

***

Впервые звучание дудука я услышал, когда мне было 6 лет. Уже не помню, какой фильм показывали, тогда ещё картины были без звука, только с титрами. И вместо тапера в ереванском кинотеатре играл дудукист. Причём играл так, что я больше слушал музыку… А после сеанса подошёл к музыканту и попросил его научить меня играть на дудуке. Наверное, в моих глазах он увидел настоящее желание, а не детский каприз, потому что подарил мне эту удивительную «абрикосовую трубку».

Примерно месяцев восемь я пытался сам научиться играть на дудуке, а потом вновь пришёл к подарившему мне инструмент музыканту. Попросил его послушать мою игру и сказать, получается у меня или нет.

Он был очень тронут моей игрой, достал из-за пазухи другой дудук и сказал: «Возьми этот инструмент и играй, из тебя выйдет хороший дудукист». Его звали Маркар Маркарян. Потом, по его совету, познакомился с музыкантами Вачо Овсепяном, Левоном Мадояном, которые мне многое подсказали.

 

Jivan-Gasparyan

***
Главное в игре на дудуке – душа. Если играть без души, хорошего результата, как и в любом деле, не добьёшься.

***
Дудук имеет очень красивый и неповторимый тембр. В мире ему нет аналогов. Однажды Уильям Сароян сказал мне: «Дживан, твоя игра — это не игра, это молитва».

Это был первый раз в его жизни, когда он услышал дудук. Думаю, этим сказано многое.

 

***
Дудук везде одинаково хорошо понимают, потому что у всех людей есть душа. Дудук с душой говорит, поэтому как его не понять? Его звук — голос мужской печали.

 

 

***

У меня очень много учеников, да, но это уже не дети. Как правило, это состоявшиеся профессиональные музыканты, играющие в оркестрах России, Европы и Америки — кто на гобое, кто на саксофоне. Одним словом, они уже мастера, и ко мне они приходят для того, чтобы освоить ещё и такой необычный инструмент, как дудук.

Скажу так: человек недобрый и не душевный никогда не сможет играть на дудуке. Потому что на нём надо играть так, чтобы люди поняли, о чём поёт душа. Если музыкант интуитивно понимает, как это сделать, у него всё получится. Чутким надо быть — вот так.

Я могу только одно сказать: музыку создал Бог, он даёт нам талант, и мы посредством музыки его выражаем.

 

 

***

Я был в Стамбуле, меня пригласил приехать в Турцию и сыграть 4 номера на своём концерте один известный музыкант (швейцарский арфист Андреас Волленвайдер). Я ему сказал, что мне не разрешат туда поехать. Он спросил почему, я ему ответил, что я армянин. Он удивлённо посмотрел и спросил, что это значит. Я стал ему рассказывать про Геноцид армян в Османской Империи. Он сказал – хорошо, я разберусь.

До меня там были армяне, но по приглашению местных армян. А по приглашению турок я был первым. На следующий день он мне позвонил и сказал, что в Турции меня знают, мои записи слушают, и сказали, что Дживан Гаспарян спокойно может приехать в нашу страну.

Из Лондона я поехал туда. С собой взял только инструменты. Все чемоданы, вещи оставил в Лондоне. Боялся шантажа. Меня встретили очень хорошо. Когда концерт начался, когда меня представили, что будет выступать такой-то, такой-то Дживан…. И народ не дал ведущему фамилию произносить. Все хором крикнули «Гаспарян». В Стабуле. В летнем зале на 6000 зрителей. Вместо четырёх номеров я сыграл семь.

 

 

После концерта журналисты стали спрашивать про политику, про историю. Я им отвечал, что я не политик, я музыкант и для меня все музыканты равны.

Турки предложили мне дать сольный концерт. Вы не можете представить себе радость местных армян. Армянский музыкант выступает в Стамбуле по приглашению турецкой стороны. Они чувствовали себя на седьмом небе от счастья. Пригласили меня в армянскую церковь.

Турки задавали вопросы, почему мы считаем дудук своим, ведь они (турки) тоже играют на дудуке. Я им отвечал: ну и что, балалайка – русский инструмент, но мы тоже иногда играем на нём, но это ведь не повод утверждать, что это наш инструмент. Хорошо, что вы играете на дудуке, мы не запрещаем. Но это наш инструмент. Так же, как и абрикос, из которого делают дудук, наш. Это история.

А потом одна девушка спросила, как следует понимать тот факт, что армяне требуют признания Геноцида армян, а вы выступаете в Стамбуле. Я ответил, что в Турции не только турки живут. В Турции огромное количество армян, которых вы лишили родного языка. Много болгар, греков, албанцев. Я не с оружием приехал сюда, я приехал представить свою культуру, культуру своей страны, чтобы вы знали, кто такие армяне. Потом я спросил у этой девушки:
– Вы мусульманка?
– Да.
– А я христианин. Как вы думаете, Бог один?
– Да.
– Тогда кто же остальные?
Она сказала, что не может ответить на этот вопрос. Тогда я ответил, что остальные – это мафиози, которые ради своей выгоды разрушают дружбу, любовь и мир. У нас один Бог, все мы братья и сестры и должны жить в мире. Тогда она заплакала. Сказала, что никогда ни с кем не имела такого разговора, извинилась за вопрос. Тогда я добавил, что я не смотрю на национальности, в мире нет плохих наций, есть хорошие и плохие люди.

 

 

Позже турки пригласили меня приехать ещё с четырьмя концертами в свою страну, предложили записаться. Турок, который пел с нами на концерте, пригласил меня к себе домой на обед. Я пошёл. Его жена подошла, обняла меня и поцеловала. Турки же нас называют гяурами, считают, что мы неверные, грязные. А они подошла и поцеловала.

Когда мы выпили немного, хозяин пригласил меня в другую комнату, открыл шкафчик и показал Библию. Рассказал, что его бабушка каждый день молилась тут, плакала. Не зная армянского языка, его бабушка, армянка, каждый день молилась на Библии.

В конце я там всё же записался. Выпустили CD.

Jivan-Gasparyan6

 

***

В Японии у меня было три концерта. Когда рассказываю, самому не верится. Два концерта отыграл, день третий, последний. Идёт ливень. Я сижу, спокойно пью чай. Все мысли о концерте уже оставил, думаю: это же не Ереван, чтобы пришли на меня в такую погоду. Тем более зал открытый. И тут, за 20 минут до начала концерта, ко мне подходит директор концертного зала и просит переодеваться.

Я удивлённо спрашиваю, неужели кто-то придёт на концерт? Он мне отвечает, что все билеты проданы. Ну ладно, подумал я, контракт есть контракт, если даже один человек будет, должен играть. Вышел я на сцену, а там весь зал в белом. Все под зонтами и в плащах. Я глазам своим не поверил. Два часа они, стоя под ливнем, слушали мой концерт.

Первый концерт в Японии у меня состоялся в Токио. Было открытие нового зала, в зале ковёр, все сидят на нём, согнув ноги под себя. Первое отделение концерта играют британцы, второе отделение я. Вышел, начал играть. Никакой реакции. Отыграл 50 минут, по-прежнему все сидят неподвижно. Я закончил и ушёл. Про себя думаю: какой позор, неужели так плохо сыграл?! И тут люди потихоньку начинают аплодировать. Больше десяти минут не отпускали меня. Просто у них культура такая, не хотят аплодисментами перебивать ощущения, впечатления от концерта. Вот сейчас Вам всё это рассказываю, и эти люди как будто перед глазами. В моей карьере это самый уникальный случай.

Потом, когда вернулся в гостиницу, включил радио. Такие песни поют, как будто наши. Так похожи, не представляете. Вообще Токио у меня оставил удивительные впечатления. И народ там удивительный. Садишься в такси, а там всё белое, чехлы каждый день меняют, водитель в белых перчатках, даже дворники в белых перчатках. У японцев культ белого цвета. Да и сами они очень интересные.

Нашему народу не помешало бы научиться у них некоторым вещам. Стать лучше, грамотнее. Только торговлей страну не прокормишь, нужно развивать науку, технологии.

 

***

Каждый должен думать о своей земле, воде и родине, а не о богатстве. Сегодня модно быть богатым, но не в богатстве счастье. Если богач разоряется, он пропадает из поля зрения, многие перестают его уважать. Самое главное в жизни – что ты представляешь собой как человек.

 

***

Деньги – это СПИД, современная болезнь. Кому не нужны деньги? А бедный человек кому нужен? Когда через политику деньги делаешь – я это не люблю, а когда бизнесом зарабатываешь – дай бог, сколько хочешь работай. Каждый должен заниматься своим делом. Музыкант пусть играет, писатель пусть пишет, портной пусть шьёт – тогда страна будет великолепной.

 

 

***

Я очень люблю дудук, потому что он сделал мою жизнь. Если бы я не стал играть, не знаю, что бы из меня вышло. Ничего не вышло бы. Время тогда было плохое. Война, голод, мать умерла, отец воевал. Грязное, тяжёлое время было. А дудук стал мне родной, как душа. Всегда в кармане. Я его очень люблю. Мы вместе живём.

Jivan-Gasparyan4Я играю только на инструментах, которые сделал собственноручно. Другими не пользуюсь. Не могу. Мой инструмент совсем другой. У меня большая коллекция.

Дома стоит станок, сначала им, а потом уже руками обрабатываю. Чувствую, что где-то не так звучит, и по чуть-чуть снимаю лишнее потихоньку, пока не станет настоящий дудук. Нужно хорошее дерево – дикий абрикос. Сейчас мало дикого абрикоса. Я много пробовал разных деревьев, но ни одно так не звучит.

 

***

Так как я вырос сиротой, у меня есть желание открыть школу, не для того, чтобы делать бизнес, а благотворительную, и обучать там детей сирот игре на дудуке. У меня есть уже земля, однако я не могу один всё построить. Не потяну. Открыл фонд, чтобы люди тоже участвовали в этой программе. Чтобы люди понимали, что это для нашего народа. Хочу собрать детей с улиц, заразить их музыкой, учить, быть им хорошим дедушкой. Среди них обязательно найдутся талантливые люди, поскольку жизнь отнеслась к ним жестоко. Буду рад, если моё дело продолжится, пусть то, что не успели сделать Мастера–дудукисты Ваче, Левон, Каро, Маргар и Дживан, сделают они.

Когда я её построю, увижу, как в классной комнате 6-летний малыш, как я когда-то, взял в руки свой первый дудук, и услышу первые звуки, которые он из него извлек, я, наверное, смогу сказать: «Вот теперь я сделал всё, что хотел, и всё, что смог!

 

***

Я политикой не занимаюсь, я музыкой занимаюсь. В музыке нет национальности, можно говорить на разных языках и не понимать друг друга, но когда звучит музыка, то все понимают.

Время плохое сейчас. Не только в Азербайджане и Армении ненависть, войны сейчас во всём мире. Но это всё станет историей, пройдёт время, и всё забудется. Жизнь — как погода: солнце сменяет снег, снег сменяет дождь, потом идёт ветер. Я не знаю, что будет завтра, но исхожу из того, что всё будет хорошо.

Jivan-Gasparyan5

 

***

Мой внук Дживан великолепно играет, я горжусь тем, что он мой ученик. Хотя я не хотел, чтобы он играл. Потому что музыкант должен быть либо хорошим, либо не играть вообще. Не хотелось, чтобы в нашей семье был средний дудукист, выступающий на похоронах и в ресторане.

 

 

Никто ещё не завоевал весь земной шар, а жизнь у человека короткая. Надо красиво жить. Что такое красиво? Зависит от вкуса. Для меня красивая жизнь — это сыр, хлеб и хорошее настроение.

Счастье – это когда тебе хорошо. Когда смотришь назад и понимаешь, что ты оставил что-то миру. От мира ничего не заберёшь с собой, а вот оставить – можешь.

 

Сайт Мастера: jivanduduk.com

294 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Читайте также: