Иван Максимов: Любимое для меня всегда важнее, чем новое

Иван Максимов

Иван Максимов родился 19 ноября 1958 г. в Москве. Автор удивительных и ни на что не похожих мультфильмов. Мы собрали размышления и наблюдения Ивана Максимова о творчестве, кино и жизни.
Слово Мастеру.

Начало

У меня всегда было желание рисовать, и я этим занимался. Но не было возможности заниматься этим профессионально. Для того чтобы заниматься профессионально, нужно иметь либо знакомства, либо хорошую школу. У меня ни того, ни другого не было. И поэтому я пытался внештатно работать рисовальщиком, иллюстратором в журналах. Но это всё было так… постольку-поскольку… А на курсы я поступил просто потому, что они есть. Если бы их не было, я бы не стал аниматором, потому что другого пути в кино не было.

Они /персонажи/ сформировались, когда я ещё учился в школе. Я оттачивал свой вкус и параллельно оттачивал дизайн своих персонажей. Что послужило первоисточником я не знаю. Среди моих любимых художников были Мауриц Эшер, Иероним Босх, Питер Брейгель, Херлуф Бидструп. И ещё бог знает что, что я видел не понятно где. Просто тогда не было Интернета, специализированных магазинов, поэтому возможности увидеть что-то новое было очень мало. Что-то почерпнул в домашней библиотеке, что-то в гостях…

Дипломная работа Ивана Максимова “5/4”

О творчестве

Иван МаксимовМеня вдохновляет сама идея сделать что-то, что доставляет удовольствие мне и может доставить удовольствие зрителям.

Я просто делаю то, что умею. С удовольствием бы изменил свои фильмы в сторону большего юмора, но это не так просто сделать. Условно говоря, я освоил одно направление, в котором никто, кроме меня, не работает, и чувствую, что это мой долг — делать такие мультики. Несмотря на то что некоторые меня обвиняют в самоцитировании.

Глобальный смысл создания мультфильмов состоит в том, чтобы выработать у зрителя эндорфин. Каким способом это сделать, каждый автор решает для себя сам. Лично я поклонник чистого искусства.

Главное – это придумать аттракцион. Мне больше нравится собирать эдакие бусы из аттракционов. Если из этого получается какая-то история или единая композиция, то получается фильм. Если не получается, то значит какие-то аттракционы нужно взять, а какие-то выбросить. Если у меня есть общая тема – ветер, дождь или потоп, то, соответственно, все аттракционы я придумываю исходя из этого обстоятельства.

Я работаю один, так как мне проще сделать самому, чем объяснить.

Всего существует несколько мотивов для творчества. Первый – это графомания, возможно даже в хорошем смысле этого слова, такое «не могу молчать». Это я прошёл ещё в детстве, писал картины, рисовал каждый день. Второй – деньги. Третий – внутренние проблемы и неврозы, когда хочется перенести свои страхи и раздражения в некий объект, художественное произведение. Это очень распространенный мотив, когда смотришь фестивальную анимацию, то больше половины фильмов – это иллюстрация авторских неврозов. И ещё одна мотивация – сделать подарок, но не формальный «лишь бы подарить», а такой, чтобы понравился. Это и есть мотивация: сделать что-то, чтобы кому-то это понравилось. И вот именно эта мотивация для меня наиболее актуальна.

Иван Максимов

О смысле

Многие взрослые привыкли искать во всём смысл, и они учат этому детей, которые потом тоже пытаются его найти в моих мультфильмах, но я сознательно его оттуда убираю. Поэтому мои фильмы лучше показывать детям самой младшей возрастной категории, тем, кто ещё не начал думать.

О кино

На самом деле немое кино — это настоящий кинематограф. Хичкок очень ругался в своё время, когда в кино появился звук. Оказалось, что актеры не умеют говорить или у них какие-нибудь жуткие голоса. Но он ругался даже не поэтому, а потому что кино превратилось в сплошную говорильню. А сегодня вообще в двух из трёх фильмов сплошной закадровый текст. У меня сразу возникает неуважение к картине, в которой присутствует закадровый текст, потому что это демонстрация плохой режиссуры. Это значит, что режиссёр не умеет снимать, поэтому ему приходится всё объяснять словами. Кино — это не литература. В нём самое главное содержится не в тексте.

С помощью цвета можно сделать шедевр, но обычно цвет всё портит. Можно снять очень хороший цветной фильм, но в чб он всё равно будет смотреться лучше. И я тоже в своих фильмах по возможности стараюсь не использовать цвет, но иногда приходится.

Об “авторском” кино

Фильмы повышенной духовности очень скучные, в них ничего не происходит. То есть если в фильме что-то происходит, то это не фильм повышенной духовности, а попса. Если там есть драматургия, страсти, то это чисто зрительское кино, ширпотреб. А элитарное кино повышенной духовности – это когда ничего не происходит и глубокомысленно что-то означает. Меня просто поразили во время студенческих просмотров некоторые эпизоды фильма Сокурова «Дни затмения». И там абсолютно было непонятно, что делать зрителю, – сидишь и тупишь.

У авторов чисто философского кино никакой драматургии нет. И они просто требуют от зрителя рефлексии. Получается такой диалог: «Я тебе говорю, а ты думай о своём». Я не люблю такую режиссуру, я люблю, когда зрителя ведут за нос от начала до конца.

О культуре

Культура заключается в том чтобы убрать всё лишнее. Как скульптор берёт кусок материала и убирает всё лишнее, остается гармония. Вот гармония в горах – это когда там нет людей. Когда там появляются люди, они нарушают гармонию. Надо стараться, во-первых, самому не нарушать гармонию, во-вторых, получать удовольствие там, где никого нет.

О деньгах

Всем надо бояться денег. Цивилизация движется с ускорением к своей гибели благодаря обществу потребления. Оно всегда было, но оно не имело опасные масштабы. Последние 200 лет оно начало ускоряться благодаря прогрессу. Это как смертельная болезнь. А кончится гибелью цивилизации. Вопрос только в том, погибнет ли при этом природа или природа сумеет выжить, тогда хоть за неё можно порадоваться. Какие-нибудь зверушки смогут на неё порадоваться, глубоководные рыбки или мышки, которые глубоко зарылись. Да не важно, это всё гипотетически. Надо просто бороться с обществом потребления и не надо поддерживать производителя. Надо чтобы производитель перестал производить. Нас же много и часть из нас как раз и является производителями. Надо беречь природу! Вот почему у нас до сих пор в магазинах бесплатно выдают пакеты которые нельзя сжечь, а сами по себе они не разлагаются? Их становится каждый год всё больше и они никуда не денутся уже. А заменить их на разлагающиеся пакеты производитель не может, потому что это будет дороже на 1 копейку за каждый пакет. А они считают каждый рубль, потому что у них мозги так устроены. Вот если бы им стало стыдно, они бы перестали это делать. А для этого надо чтобы всё общество сказало «фу» и чтобы в магазине никто не брал эти пакеты дурацкие. Берешь каждый раз этот пакет – и, условно говоря, нажимаешь на кнопочку, которая уничтожает Землю.

Я принципиальный противник интеллектуальной собственности. Любой создатель, художник или музыкант должен получать за свою работу сразу. Вот я нарисовал логотип слоненка «Денди». Мне раз заплатили, и больше я о нем не беспокоюсь. Я снял за госденьги мультфильм – мне говорят за него спасибо, и всё, я могу расслабиться. Теперь это национальное достояние. Как в науке – придумал теорию относительности, на конференции рассказал, и открытие тебе больше не принадлежит. Просто все знают, что оно твоё, и ты молодец. Желание получать дивиденды, мне кажется, это стяжательство, которое в корне своём безнравственно и обществу вредит. Люди вынуждены постоянно думать о прибыли, а это неправильно.

О цели

Я снимаю для зрителей, которые имеют такой же вкус, как я. Взрослые дети, которые ценят нормальные естественные вещи, а не деньги, не карьеру, не работу, не успех. Не всю эту лабуду, которая считается приоритетной в бизнесе. Ребёнок до того возраста ребёнок, пока он не начал думать о деньгах.

Ветер вдоль берега

Мы делаем фильмы не в угоду критикам, а для людей. И люди благодарят и говорят, что именно такое кино им нужно. Кому-то иногда даже жизнь спасает. После таких оценок я не имею право бросить свою работу и начать развлекаться постмодернизмом и прочими экспериментами… И своих студентов я учу работать для людей, а не для досужих критиков.

О жизни 

Я рад вечным ценностям. Искусство нужно для украшения жизни и передачи чувств от человека к человеку, а не ради выпендрёжа. Искусство вечно. И ехать никуда не надо, когда рядом друзья и близкие тебе люди. А кризис в том, что многие рвутся куда-то вперед, лишь бы ехать… А впереди – холодная бездушная пустота.

Я стараюсь голову вообще в жизни как можно меньше использовать: и в реальной жизни, и в искусстве. Чувства важнее, чем мысли.

 

Официальный сайт: ivanmaximov.ru

203 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Читайте также: